«За меня всё решал отец». Драма шахматного вундеркинда, бежавшего в США

Счастья за океаном найти не удалось.
news

Советские шахматы были одними из сильнейших в мире. Однако иногда страна теряла талантливых спортсменов, искавших свободы и демократии. В конце 1980-х в США бежал главный шахматный вундеркинд Советского Союза Гата Камский. За мальчика, которому тогда было всего 14, всё решил отец.  

Сам же Гата счастья за океаном не нашёл.  

«Устроили долгий допрос»

Гатаулла Сабиров, или просто Гата, родился в Кемеровской области. Рос без матери, под строгим наблюдением властного отца Рустема. Вскоре мужчина с сыном перебрался в Казань, а затем — в Ленинград. Всё это время он заставлял мальчика упорно учиться — в том числе шахматам, к которым у Гаты рано проявилась склонность.  

Уже в школьные годы Гата с лёгкостью обыгрывал не только сверстников, но и учителей. В Ленинграде он стал тренироваться под руководством Владимира Зака — человека, воспитавшего Бориса Спасского. Успехи не заставили себя ждать: о юном даровании заговорила вся страна. Чтобы имя звучало эффектнее, Гата впоследствии возьмёт псевдоним Камский, который ранее использовал его дед — работник культуры.  

2164392yhrn.webp
Источник фото: соцсети Гаты Камского

В школе Камский учился, сильно опережая сверстников, но больше всего удовольствия ему приносили шахматы. Отец плотно опекал сына и даже вместо него отвечал на вопросы журналистов во время интервью. После победы Гаты на Всесоюзном первенстве стало понятно: парень превращается в большую звезду. При этом в СССР пробиться в элиту было крайне сложно: прежде всего из-за высокой конкуренции.  

«До сих пор жалею». Откровения первого футболиста, уехавшего из СССР

Тогда-то Рустем стал задумываться о том, что ему с сыном стоит перебраться на Запад. Советским вундеркиндом к тому моменту уже вовсю интересовались в Европе и США. Последние и вовсе были не против переманить мальчика под свой флаг. В Америке таких сильных шахматистов в те годы не было. Когда в 1989 году Гата с отцом оказались в Нью-Йорке на одном из юниорских турниров, то воспользовались шансом и попросили политическое убежище.  

«Мне тогда было 14 лет. Серьёзные решения ребёнок в этом возрасте принять не может. За меня всё решал отец. Он планировал этот шаг заранее. в последний день турнира в Нью-Йорка в зал вошли люди ФБР и, как моя партия закончилась, забрали нас с отцом в номер и оцепили номер охранной. Затем погрузили нас с вещами в фургон и повезли в главное здание ФБР в Нью-Йорке. После этого папе устроили долгий допрос», — рассказывал Камский изданию ТНВ.  

Во время разговора со спецслужбами Рустему удалось убедить их, что Гата может принести большую пользу Америке и завоевать шахматную корону. Просьбу о политическом убежище удовлетворили, и Сабировы, сохранившие достаточно солидные накопления, весьма неплохо зажили в Нью-Йорке. Удалось даже купить многоквартирный дом и сдавать жилплощадь в аренду, что помогало совершенно не ощущать нужды.  

«Оставался русским»

Однако жизнь в Штатах не принесла Камскому того успеха, на который рассчитывал его отец. Поначалу мальчик, словно по инерции, продолжал побеждать и даже выиграл первенство США в 1991 году. Затем была победа над Виктором Крамником, которая сделала американцев чемпионами мира в команде, и ещё несколько значимых побед. В 1996-м Камский добился права побиться за шахматную корону с самим Анатолием Карповым. Но молодого претендента ждало разочарование: он уступил маститому противнику, а отец Гаты из-за этого устроил настоящий скандал и заявил, что сын заканчивает со спортом.  

После поражения Камский впал в депрессию, выйти из которой помогла учёба. Он получил образование юриста и сумел даже наладить частную практику. Тем не менее шахматы продолжали манить Гату. В середине 2000-х он вернулся на международную арену и практически сумел добраться до самых вершин. В 2009 году гроссмейстеру удалось победить на Кубке мира, но добраться до матча за шахматную корону, увы, не получилось.  

При этом «американца» Камского стало тянуть на родину. В 2015 году он, уже женатый и состоявшийся человек, вместе с семьёй перебрался сначала в Сибирь, а потом в Петербург. А вот с Америкой у Гаты так и не заладилось.  

«Основная причина состоит в том, что в США никак мне не помогли, когда я подходил к борьбе за самые высшие звания. Несмотря на то что по паспорту стал американцем, для главных спонсоров и многих влиятельных людей, я оставался русским. Смешно, но гораздо больше помощи оказывали американскому японцу Хикару Накамуре», — рассказывал Камский.  

RIA_907233.MR.1000.webp
Источник фото: РИА Новости

Интересно, что с годами Камский стал довольно откровенно говорить об отношениях с отцом. Постоянный контроль со стороны Рустема в детстве он принимал как должное, так как был воспитан в строгих мусульманских традициях (Сабировы — этнические татары). Однако, взрослея, Гата всё больше выходил из-под влияния родителя, критически относясь к его наставлениям.  

«Меня часто спрашивали в детстве: почему у вас настолько серьёзный взгляд? А чего радоваться, если ты понимаешь, что в случае поражения тебя будет очень резко критиковать отец. А ты ребёнок и ничего не можешь возразить. Чувствовал себя абсолютно беззащитным», — признавался Камский.  

Легендарный русский чемпион бежал на запад из-за войны. И стал разносчиком пиццы

Шахматист также рассказывал, что ни он сам, ни его брат с сестрой, не могут достигнуть примирения с отцом. По словам Камского, Америка испортила Рустема, он «почувствовал вседозволенность». В 2019 году Сабиров-старший наведался в родной Орск и остался под очень негативным впечатлением от того, во что превратился город. Как заявил отец шахматиста местному изданию, город «захирел». Он, в отличие от сына, явно давно перестал чувствовать связь с Родиной. В конце концов, именно Рустем принимал решение бежать в США, а Гата оказался лишь жертвой обстоятельств. Как знать: возможно, дома ему удалось бы гораздо сильнее раскрыть свой огромный талант.

Заглавное фото: FIDE
Новости. Шахматы